О лаборатории

ЛАБОРАТОРИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Лаборатория методики преподавания физики (ЛМПФ) возникла на физическом факультете в 1977 году как отклик университета на требование времени улучшить качество подготовки учителей для средней школы в соответствии с положениями проводившейся в тот период реформы школьного образования.


Ученый совет факультета, обсуждая вопрос о возможных путях совершенствования подготовки учителей физики, пришел к выводу о необходимости создания на факультете структурной ячейки, которая бы предметно занималась проблемой преподавания физики в школе во всех ее аспектах. В результате уже в сентябре 1977/78 учебного года на базе вновь созданной лаборатории начали проводиться первые занятия со студентами научно-педагогического отделения по методике и технике школьного эксперимента.
В начале 80-х годов в основном сформировалось научное направление в исследовательской деятельности сотрудников ЛМПФ – проблема моделирования в школьном курсе физики. По этой тематике в разные годы было защищено три кандидатских диссертации.
Уже в первый год своей деятельности ЛМПФ установила тесный контакт с кабинетом методики физики и астрономии Харьковского областного института усовершенствования учителей. С тех пор повышение квалификации харьковских учителей в области методики и техники учебного физического эксперимента осуществляется на базе лаборатории силами ее сотрудников. Учителя физики каждый раз с теплотой и благодарностью отзываются об оригинальных разработках ЛМПФ, которые получили должное признание не только в харьковском регионе, но и далеко за его пределами. К таким разработкам в первую очередь следует отнести демонстрационный прибор и лабораторный комплект для изучения законов геометрической оптики, которые в 1985 г. были включены в Типовой перечень учебного оборудования по физике для средних школ страны. Авторы этих разработок были отмечены серебряными медалями ВДНХ. Широкую известность получили «Прибор для изучения топологии электрического поля», прибор «Модель проводника с полостью для изучения статического и стационарного электрических полей».
Важным этапом в деятельности ЛМПФ стала разработка программы экспериментального курса для младших школьников под названием «Человек и окружающий мир. Азбука физики». В соответствии с этой программой были подготовлены и изданы учебное пособие для младших школьников и методический комментарий к нему, адресованный учителям начальной школы. Впервые реализация этого экспериментального курса была осуществлена в Харьковском государственном университетском лицее (1996-2001г.г.). В дальнейшем работа с младшими школьниками была продолжена сотрудниками ЛМПФ в рамках Малого университета при Центре довузовского образования ХНУ.
Важной особенностью занятий с младшими школьниками является опора на учебный эксперимент. Лаборатория располагает необходимым оборудованием, позволяющим обеспечить экспериментальную деятельность младших школьников в процессе их ознакомления с азами физических знаний. Для поддержки детей, стремящихся экспериментировать в домашних условиях, силами сотрудников Лаборатории разработан набор «Юный физик», который позволяет выполнить более 130 увлекательных опытов по всему школьному курсу физики. Отличительной особенностью набора является наличие в нем методических видеорекомендаций по постановке наиболее сложных опытов. Испытания набора в «боевых условиях», показали, что разработанный набор с большим успехом может использоваться не только дома, но и в школе как оборудование для фронтальных и демонстрационных опытов.